de-de-de (de_de_de) wrote,
de-de-de
de_de_de

Categories:

Северная Осетия. Цейское ущелье

См. также:
Северная Осетия. По дороге в Даргавс и Кармадон

автор всех фото koriosif
комментарии автора выделены курсивом

карта кликабельна, Цей отмечен желтым пином


1. Цейское ущелье
в Цее



2. Скульптура Афсати (размер примерно 4 х 4 м)
Афсати в осетинской мифологии владыка благородных диких животных - оленей, туров, коз и др. Согласно мифам, изображается глубоким стариком с длинной белой бородой, сидящим на вершине высокой горы, откуда он наблюдает за своими стадами. По одному из вариантов, у него есть кровать из белых оленьих рогов, постель из медвежьей шерсти, подушки из козьего пуха. Считается, что только с позволения Афсати. можно убить дичь, но для этого нужно заслужить его милость и выполнить некоторые требования и обычаи. Поэтому, отправляясь в горы или в лес, охотники берут с собой три пирога в качестве приношения Афсати, а затем делают в его честь шашлык из мяса убитой дичи и благодарят за удачу. Афсати.обладает большим чутьём, он всё видит и слышит. Чтобы скрыть от него свои намерения, охотники разговаривают на непонятном для Афсати языке. Вероятно, в результате этих поверий у осетин, как и у некоторых других кавказских народов, сложился т.н. охотничий язык, состоящий из слов, употребляемых в иносказательной форме.
Афсати


3. Река Цейдон
Река Цейдон - левый приток реки Ардон (бассейн реки Терек) - берёт начало от Цейского ледника, в 3,3 км к западу от альплагеря Цей. Длина - 13 км, площадь водосборного бассейна - 100 км². Общее падение - 1085 м, уклон - 83,46 м/км. Общее направление течения на восток. К северу от альплагеря Цей река принимает справа свой крупнейший приток - реку Сказдон. Впадает в реку Ардон с левой стороны, в 66 км от её устья, у посёлка Бурон.
река Цейдон


4. И. В. Сталин
И.В. Сталин


5. Цейское ущелье
Цейское ущелье


6. Село Верхний Цей (см. карту)
село Верхний Цей


7. Святилище Реком
Среди древностей Осетии особое место занимает святилище Реком. Расположенное в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря, оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.
У ученых нет общего мнения о датировке святилища. Самая ранняя версия относит постройку к первому тысячелетию до н.э. Самая поздняя – к XIV-XV векам.
О Рекоме существует множество легенд и преданий. Согласно одной из них Реком был создан для людей, по замыслу Уастырджи, из негниющего дерева. Причем бревна сами собой погружались в арбу, и волы везли их без проводника по назначенной дороге.
Реком – чисто мужское святилище. Но недалеко от него, в свою очередь, существуют несколько чисто женских, к примеру, святилище Мады Майрæм, куда по преданию не должна ступать нога мужчины, как и наоборот.
Бревна в конструкции Рекома положены традиционным для древних времен способом, так называемым обло. Кстати, и на Руси так же рубили избы: на одном конце бревна создавали выемку под размер соседнего, и после сборки сруба они плотно примыкали друг к другу. Двухскатная кровля собрана из досок, по ее краям возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, как утверждают ученые, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов. Со стороны входа в строение вдоль стены закреплена широкая доска наподобие полки. На ней в большом количестве – головы жертвенных животных, рога оленей, черепа баранов и туров и просто кости. Тут же установлена аккуратная деревянная чаша, наполненная монетами и бумажными купюрами
Реком многократно реставрировался, и по нему был собран большой архитектурный материал.
В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Три года ушло на его восстановление.

святилище Реком


8. Святилище Реком (фрагмент)
По краям двухскатной кровли, собранной из досок, возвышаются декоративные навершия, придающие строению языческие черты и, как утверждают ученые, по своей форме и высеченному орнаменту не имеющие аналогов.
Святилище Реком (фрагмент)


9. Предупреждение
Напоминание
Личный опыт de-de-de:
Один раз я не заметила такое предупреждение и подошла к мужскому святилищу, но не совсем подошла, а только наполовину, потому что мой друг закричал мне что-то типа "эй, бабка, ты туда не ходи, ты сюда ходи"))
Я вернулась, проехала на машине метров 100-200 и услышала странный стук, машина ехала с трудом, что-то случилось с мотором. До этого все было в порядке. Кое-как доехала до автомастерской. Оказалось, мотор еле держался, потому что раскрутились какие-то болты. Автомеханики не поняли, как это могло случиться.
А если бы я у святилища не остановилась на полдороги, возможно мотор бы совсем отвалился О_о
Вот и не верь после этого предупреждениям))



10. Святилище Мады-Майрам
Женское святилище Мады-Майрам (святилище святой Марии) находится в лесу между Рекомом и домом отдыха «Цей», недалеко от тропы. Это сруб, подобный Рекому, но очень небольшой, высотой около 2 м и в плане квадратный. Стены положены в «обло» в пять венцов на каменном основании. Сверху — низкая двускатная крыша из досок. Единственный декоративный элемент Мады-Майрам — четыре таких же изогнутых навершия, как на Рекоме. Они вставлены на стыке стен с крышей и «подпирают» ее, выполняя те же конструктивные функции. Навершия украшены резным узором, тождественным рекомскому, — косая штриховка и четырехлепестковые розетки. Совершенно очевидно, что Реком и Мады-Майрам в архитектурном и художественном отношении — ближайшие «родственники». Вероятно, и построены они в одну историческую эпоху.
Есть предположение, что в основе культа Мады-Майрам лежит древний языческий культ
матери-богини, который был канонизирован и приспособлен христианским духовенством для своих целей в эпоху средневековья.

Святилище Мады-Майрам


11. В Цее зимой
в Цее


12. Гора Монах
"Монах" - осетинское название Шауфидар, являясь отрогом северного хребта Адай-хох, возвышается на 400м над ущельем, черным капюшоном мудрого и всевидящего старца, обросшего мхами, соснами и легендами.
Гора Монах – суровый хранитель Цея. По легенде в древности в этих краях появился тур с золотыми рогами. Никому не удавалось его отловить. Один из охотников пообещал, что в случае удачи подарит золотые рога Святому Георгию. Однако, когда все получилось охотник пожадничал, за что Святой превратил его в скалу. И гора Монах, действительно напоминает бородатого мужчину в капюшоне.

гора Монах


13. В Цее
в Цее



Доп. ссылки по теме:
Святилище Реком в Дзуарикау
Галерея журнала "Дарьял"

Tags: регионы России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments