Иногда, глядя на новости из Германии, посвященные очередным успехам на ниве возобновляемой энергетики, закрадывается мысль, что это государство просто из любви к человечеству решило поставить на себе эксперимент: что будет с развитой индустриальной страной при переходе от ископаемых источников энергии к возобновляемым?
Прямо в духе ученых-подвижников XIX века, вроде
Германия приняла ударную дозу ВИЭ в свою энергосистему и теперь у благодарного человечества есть возможность понаблюдать за симптомами «пациента». Успехи возобновляемой энергетики в стране по
Картинка в особых комментариях не нуждается: демократичные ветер и солнце вытесняют в сфере электрогенерации тоталитарные газ, уголь и атом. Шах и мат, ватники!
А вот собственно и реакция на холерный вибрион интересные новости:
«
Примечание Владимира Зыкова. При чтении необходимо учитывать две особенности. Во-первых, себестоимость производства электроэнергии у разных способов сильно разная: дешевле всего - АЭС, затем идут современные парогазовые установки, тепловые станции и ГЭС, а уже потом ветряки и солнечные батареи. Примерные пропорции можно оценить здесь: Сторонникам зеленой энергии и противникам АЭС. Факты. А во-вторых, многие электростанции выгодно эксплуатировать только при оптимальной нагрузке. Если её, нагрузку, снизить, то резко падает КПД и станция может стать убыточной.
Кроме того, работа в режиме резерва, когда приходится то растапливать котёл в пике потребления, то останавливать (электроэнергию ведь на склад не положишь), тоже приводит к большим затратам на растопку и гашение котла, разогрев турбины, поддержание в "горячем резерве" и т.д.
Германия поддерживала ветряки с солнечными батареями за счёт традиционных источников - АЭС и ТЭС, обкладывая их налогами и играя тарифами, чтобы не обанкротились совершенно неспособные конкурировать ветряки и солары. И доигралась до того, что внезапно стали убыточными даже традиционные источники :) Приплыли.
Ситуацию усугубило и то, что для использования ветряков (их же ставили не рядом с АЭС, а там, где ветра больше) нужно было строить дополнительные электросети, а их, как вы сами понимаете, опять-таки строили далеко не бесплатно :)
«
Другими словами, рост возобновляемых источников энергии сделал газовые электростанции все более необходимыми ровно в тот момент, когда те испытывают все большие трудности – как раз из-за возобновляемой энергетики. (…)
Традиционной энергетике будет оказана поддержка. После многих лет субсидирования солнечной и ветровой генерации минимум пять стран Евросоюза – включая Германию, Францию и Соединенное Королевство, три крупнейшие экономики – разработали планы поддержки традиционной электрогенерации, чтобы обеспечить безопасность поставок энергии».
Другими словами, немцам собираются предложить заплатить за зеленые киловатт-часы еще раз: первый раз в виде счета за электроэнергию, включающего сборы на субсидии для «зеленой энергетики» («EEG levy»), и второй раз в виде дополнительных сборов на поддержку теперь уже традиционной энергетики, которая стала убыточной из-за ВИЭ, но остается функционально необходимой.
Проблемы традиционной энергетики в рамках Energiewende («энергетического поворота») в общем не представляют какой-либо загадки. Вкратце они выглядят вот так:
На графике выше представлена динамика и структура электрогенерации в Германии в феврале 2014 года. Угольная и газовая генерация, как видно, выполняет балансирующую роль – включается и выключается, когда солнечная и ветреная погода меняется на пасмурную и безветренную, и наоборот. Она функционально необходима.
Поскольку энергия из возобновляемых источников принципиально не поддается управлению, то она имеет приоритетный доступ к потребителям. Кроме того, энергия ветра и солнца выкупается по фиксированному тарифу (
Когда-то Газпром мечтал построить в Германии несколько современных парогазовых электростанций и получать дополнительную прибыль, сжигая на них собственный газ и продавая электроэнергию. Хорошо, что не успел, поскольку поведение европейских властей логике не поддаётся :)
Что остается делать европейцам в целом и немцам в частности, учитывая функциональную необходимость балансирующих мощностей на угле и газе?
Ответ очевиден – платить и каяться.
Причем нельзя сказать, что сейчас они платят мало – у немцев одни из самых высоких цен на электроэнергию в Европе. Да и в целом регион является энергодефицитным и вынужден импортировать значительные объемы энергоресурсов. Причем ситуация с собственными источниками со временем только ухудшается и особенно неприятно она начала становиться где-то в 2004 году (см. график ниже,
В этом контексте развитие сектора ВИЭ можно рассматривать как попытку ответить на этот вызов и компенсировать дефицит, что, кстати, отчасти удалось и темпы падения замедлились (для графика взяты те энергоресурсы, которые тратятся в том числе и на выработку электроэнергии, поэтому нефть исключена из общей картины, но ней она выглядит совсем печально):
Однако у всего есть обратная сторона – стоимость производства энергии из возобновляемых источников в целом выше, чем из традиционных (
Естественным следствием как растущего дефицита и импорта энергоресурсов, так и замещения более дорогими ВИЭ традиционных источников энергии, стал рост цен на электроэнергию в Европе (
Причем, как видно из случая Германии, в которой цены на электроэнергию в 2013 году для домохозяйств были выше среднеевропейских на 46%, а для промышленности – на 28%, ставка на более дорогие ВИЭ только усугубляет ситуацию со стоимостью. И по мере роста выработки «зеленой» электроэнергии ситуация становится только хуже: в 2000-2001 годах цены на электроэнергию в Германии для домохозяйств были выше среднеевропейских лишь на 18,5%, а для промышленности – только на 3,5%.
Обратите внимание, что цены для домохозяйств существенно выше, чем для промышленности. Сравните это с ценами в России и на Украине. Сделайте выводы...
Затраты на поддержку зеленой энергетики поражают воображение. По данным отчета «
Если в 2000 году сборы на субсидии для зеленой энергетики влияли на рост цен на электроэнергию весьма умеренно (1,4% от роста), то в 2013 году они стали главным фактором их повышения (18%). График ниже демонстрирует связь между объемами «зеленой энергии» и ценой на электричество в европейских странах.
Для промышленной, экспортно-ориентированной Германии рост цен на электроэнергию, которая является одним из факторов производства, естественным образом обернулся ухудшением позиции местных производителей на мировом рынке. Согласно авторам упомянутого выше отчета, с 2008 по 2013 год из-за высоких цен на электроэнергию страна потеряла около 67,6 млрд долл. доходов от экспорта – и судя по всему это не предел.
Нельзя сказать, что глубина проблемы ускользнула от немцев: даже такой искренний сторонник Energiewende как министр экономики Зигмар Габриэль был вынужден признать, что политика поддержки возобновляемой энергетики в её прежнем виде находится «
Однако эти меры очевидно лишь замедлят течение болезни увеличение доли ВИЭ, но не остановят: к 2025 году она должна составить 40-45%, а к 2035 году – 55-60% от совокупной выработки. Соответственно, увеличение паразитарного нароста «зеленой» энергетики будет создавать все большие риски (в виде растущих издержек) для носителя «паразита» – немецкой энергосистемы и той промышленной инфраструктуры, которую она обслуживает.
Дойдя до этого пункта наших размышлений следует остановиться и задать себе вопрос: неужели осторожные и рациональные немцы действительно похожи на ученых XIX века, готовых ради всемирного счастья ставить на себе эксперименты с потенциально летальным исходом? Возможно мы имеем дело с каким-то «хитрым планом» (с), порожденным сумрачным тевтонским гением? Упорное внедрение дорогостоящих ВИЭ может быть оправдано, например, в том случае, если планируется не конкуренция в мировом разделении труда, когда более дешевая (пусть и импортная) энергия является одним из важнейших факторов успеха промышленности, а выживание в условиях затрудненного или полностью закрытого доступа к традиционным источникам энергии, когда вопрос стоит о самом существовании современного индустриального общества, а не о его успешном развитии. В условиях, например, гипотетических пика ресурсов, «холодной» войны с Россией или
Однако, учитывая если обратить внимание на следующие факты: (1) самым проблемным ресурсом является нефть, а не природный газ, (2) импорт природного газа вырос с 2000 года и сейчас на стабильно высоком уровне (см. график выше,
Старик Оккам подсказывает, что перед нами случай классической «перемоги».